55. Корреляционный и доплеровский методы измерения скорости: области применения, схемы измерения, основные расчетные соотношения.
В корреляционном методе измерения информации о скорости извлекается из реализаций случайных функций, отображающих движение объекта. В этих методах используются корреляционные связи между реализациями случайных функций, а измеряемые величины определяются путем отыскания экстремумов корреляционных функций.
Корреляционные методы находят применение при измерении скоростей прокатываемых полос, в ткацком производстве, производстве бумаги, а также при измерении скоростей самолетов, кораблей.
Для пояснения идеи корреляционного метода обратимся к схеме 4 в табл. 1. Источник излучения (электромагнитного, акустического) посылает сигналы на движущийся объект (ленту) 4 или движущийся объект посылает сигналы на Землю. Приемники излучения 1 и 2 воспринимают сигналы
иодинаковые по форме, но сдвинутые во времени на вели
чинугде 2l - расстояние между приемниками,v - относительная скорость. Сигналы детектируются (если необходимо) и поступают в кор
|
ректор, содержащий блок регулируемой задержки БРЗ, умножитель 3 и фильтр
В БРЗ сигналf (t) преобразуется в разность и поступает на умножитель, где перемножается на сигнал После прохождения этими сигналами усредняющего фильтрав кото
ром приближенно реализуются операции определения корреляционных функцийRff,получим
где Т - время корреляции.
Разностный сигналусиливается в усилителе Ус и поступает на исполнительный орган ИО, изменяющий задержкудо тех пор, покаARне обратится в нуль. При этомОтсюда скорость можно определить при
известныхlи т из соотношения
(13)
Вид корреляционных функцийRffзависит от характера подстилающей поверхности. Если поверхностью является жидкость, то сходство сигналов уменьшается и корреляционная функция становится расплывчатой. Однако это мало сказывается на точности, так как нулевая точка корреляционной функции остается неизменной.
Корреляционные измерители скорости кораблей или подводных лодок строятся по тому же принципу, только в качестве излучателей и приемников ультразвуковых сигналов применяются пьезоэлектрические или магнитост - рикционные приборы.
Если на один из относительно движущихся объектов установить источник излучения (электромагнитного или акустического), а на второй — приемник, то частота принятого сигнала изменится на величину пропорциональную относительной скорости. Явление изменения (сдвига) частоты называется эффектом Доплера и широко применяется для измерения скорости.
Доплеровский метод измерения скорости реализуется в различных ва-
риантах, два из которых рассмотрим детально.
Предположим, что на объекте, движущимся со скоростьюWв воздушной или водной среде, установлена приемо-передающая система (точка А на схеме 5, а в табл. 1). Сигнал (электромагнитный в воздухе и ультразвуковой в воде) частотой fi,излучаемый передатчиком, попадая в точку В на подстилающей поверхности, частично отражается и принимается на борту. Частота отраженного сигнала равна- длина волны;
у - угол наклона луча.
Поскольку луч имеет конечный телесный угол, то отраженный сигнал состоит из компонент, частоты которых лежат вблизи частоты
(схема 5, б в табл. 1). Очевидно, из сплошного спектра необходимо выделить сигнал с частотойf1,что осуществляется с помощью специальных схем.
Неточная фильтрация сигнала и крены объекта (самолета, корабля) приводят к погрешностям метода. Так, например, прии крене 1° по
грешность скорости составляет 4,7%.
Для уменьшения погрешности применяют следующие способы компенсации: стабилизацию антенны по отношению к вертикали места; аналитический учет поправок по измеренным продольным и поперечным кренам; многолучевые системы. Первые два способа не обеспечивают высокой точности. Третий способ, реализуемый так, что два луча располагаются симметрично относительно вертикали, позволяют снизить погрешность измерения скорости при крене 1° до 0,1 %.
В реализуемых доплеровских измерителях скорости и угла сноса применяется четырехлучевая антенна (схема 5, в в табл. 1). В такой системе четыре антенны посылают сигналы в области 1, 2, 3, 4 на подстилающей поверхности, при этом поочередно работают два канала (1 - 3 и 2 - 4), сумма сдвигов доплеровских частот которых равна
где угол в указан на схеме 5, в.
Складывая и вычитая сигналыполучим
где
Из двух уравнений (15) можно определить путевую скорость Wи угол сноса ,бетта. Если антенную систему повернуть на угол сноса в, то биссектриса угла 2в антенной системы совпадает с вектором путевой скорости, а угол сноса будет равен нулю. Очевидно в этом случа
(16)
Второе из этих соотношений является сигналом рассогласования, который используется в схемах автоматического определения величинWи в.
Средние квадратические погрешности доплеровских измерителей составляют по скорости, по углу сноса
Рассмотренные методы пригодны для измерения относительных скоростей.